Птица Феникс. Лени Рафеншталь.

Категория: Мировые Личности, Автор: Masha от 5-05-2011, 00:00
Стремления – едва ли не единственное, что делает нас живыми и позволяет сохранить человечность, была убеждена Лени Рафеншталь. Это мировоззрение позволило режиссеру сохранить вкус к жизни вопреки всем тем испытаниям, что послала ей судьба: многочисленным судам, четырем годам тюремного заключения и званию «певицы нацизма».
Солнечное побережье Мальдив… Туристы с фотоаппаратами спешат запечатлеть виды, отдыхающие в пляжных костюмах потягивают газированную воду через соломинки. Но в поле нашего зрения попадает кое-что более интересное: подтянутая дама кокетничает с инструктором по дайвингу, убеждая его, что в свои пятьдесят она здоровее многих двадцатилетних и вполне может стать его ученицей. Знакомьтесь, это Лени Рифеншталь. И несколько дней тому назад ей исполнился семьдесят один год.
Из огня да в полымя…
Берта Хелена Амелия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье зажиточных коммерсантов. С пяти лет она занималась плаванием, гимнастикой, посещала музыкальную школу, каталась на роликах и коньках. Когда в 1918 году юная фройляйн окончила лицей, она обладала выдержкой солдата и силой воли главнокомандующего. Ей были неведомы сомнения и неуверенность в собственных силах. («Человек может все, что только захочет», - писал ее соотечественник Ницше). «Она обладала тем, что я называю «переизбытком воли», и еще в детстве пообещала себе «никогда не выпускать руля из собственных рук», - расскажет позже биограф Рифеншталь Райнер Ротер.
К двадцати одному году девушка успела закончить хореографическое (по своему страстному желанию) и художественное (по настоянию родителей) училища, в совершенстве овладеть современным танцем и классическим балетом, а также объездить с выступлениями всю Германию. Однако разрыв связок во время репетиции поставил крест на ее балетной карьере. Вместо того, чтобы отчаяться, Лени занялась теннисом, познакомившись на тренировках с известным теннисистом Отто Фройцхаймом, с которым они впоследствии обручились. Как-то раз она увидела в кинотеатре фильм «Гора судьбы», и уже к середине картины твердо решила стать актрисой. Лени добилась встречи с режиссером ленты Арнольдом Фанком, назвавшим это свидание «подарком судьбы»: рыжеволосая красавица с идеальным овалом лица и точеной фигурой была живым воплощением героини его следующего фильма. Чтобы сниматься у Фанка, Лени расторгла помолвку с Отто и с головой ушла в кино. Бывший геолог, Фанк снимал исключительно в горах, а поскольку дублеров и страховок в те годы не было, Лени карабкалась по острым горным пикам с риском для жизни и часами лежала в сугробах снега, когда снимали лавину. Чтобы соответствовать требованиям режиссера, она освоила лыжи и скалолазание. За три последующих года Рифеншталь сыграла главные роли в шести фильмах разных режиссеров, живя в гражданском браке с кинооператором Гансом Шнеебергером. Все шло как по маслу, пока не провалились съемки картины «Белый ад Пицц Палю», одним из режиссеров которой был Фанк. Погодные условия не позволяли снимать натуру, финансирования не хватало, и решение закрыть проект было принято единодушно – всеми, кроме Лени. Она сама села за камеру и отсняла за свой счет 600 недостающих метров пленки. Когда Фанк увидел материал, он понял, что талант актрисы – цветочки по сравнению с ее талантом режиссера. Он лично стал обучать Лени мастерству фильммейкера и уже через три года, в 1932-ом, она выпустила свой режиссерский дебют «Голубой свет», завоевавший серебряную медаль на Венецианском кинофестивале.
Роман с властью…
В 1933 году знакомые пригласили Лени в берлинский Дворец спорта, где Гитлер произносил свою речь. Она была настолько поражена его риторическим мастерством, что написала фюреру письмо с восхищениями. По судьбоносному стечению обстоятельств накануне он хвалил ее «Голубой свет», а до этого давно уже наблюдал за Лени-актрисой. Рифеншталь была удостоена аудиенции и представлена также Йозефу Геббельсу, который загорелся желанием сделать ее своей любовницей. Несмотря на то, что Лени была свободна, она не ответила ему взаимностью, что положило начало вражде, в которой Геббельс не скупился на самые подлые приемы. Тем временем Гитлер предложил ей снять документальный фильм о Нюнрбергском съезде нацистской партии. Это предложение стало для Рифеншталь роковым, однако тогда она еще не догадывалась, каковы будут его последствия, и приступила к съемкам картины «Триумф воли», ставший одним из величайших шедевров мирового кинематографа. В ленте не было произнесено ни единого слова, однако за счет неожиданных операторских находок и великолепного монтажа она производила гипнотический эффект, вводила в транс, в связи с чем до сих пор запрещена к публичному показу во многих странах.
Лени снимала фильм всего четыре дня, но целых семь месяцев монтировала отснятый материал длительностью в несколько сотен часов. В итоге Рифеншталь оставила всего 114 минут, благодаря которым фашистская партия приобрела не одну сотню тысяч поклонников. За «Триумф воли» режиссер получила Немецкую кинопремию, награду за лучший иностранный документальный фильм в Венеции и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. …В 1993 году увидел свет документальный фильм Роя Мюллера «Власть образов: Лени Рифеншталь». На вопрос, гордится ли она этой картиной, девяностолетняя Лени с оживлением воскликнула: «Горжусь?! Я жалею, что сняла ее! Если бы я знала, что мне принесет «Триумф», я ни за что бы за него не взялась». Когда германское правительство решило снимать фильм об Олимпийских играх 1936 года, вопрос выбора режиссера не стоял. Лени выделили колоссальный бюджет, ее съемочная группа состояла из 170 человек, которых она начала тренировать на берегу Балтийского моря за несколько месяцев до съемок. Была придумана масса необычных ракурсов: прыгунов в высоту снимали из вырытых под турниками ям, бегунов – с воздушного шара. Рифеншталь отсняла 400 километров (!) пленки, один только просмотр которой занял полтора месяца. На монтаж фильма, получившего название «Олимпия», ушло два года. Он завоевал массу наград, однако иностранные критики и общественные деятели обвинили Лени в фашизме – спортсмены с идеальными, как у греческих богов, телами, по их мнению, символизировали нетерпимость немцев к любым физическим изъянам, их желание превосходства.
В 1938 году Рифеншталь привезла «Олимпию» в Америку, однако в то время, пока она ехала, в Германии прошли массовые еврейские погромы, известные как «Хрустальная ночь». Американское правительство призвало к бойкоту режиссера, голливудские кинематографисты отменили встречи с ней. (Все, кроме Уолта Диснея, который просто не был в курсе новостей). Через год Лени окончила курсы военных журналистов и отправилась на фронт. Однако в первую же неделю стала свидетельницей жестоких убийств поляков и вернулась обратно в Берлин. После этого происшествия она отказалась снимать фильмы по заказу Гитлера и Геббельса, и ее проекты перестали финансироваться. После окончания Второй мировой войны Рифеншталь прошла через допросы, суды и четырехлетнее тюремное заключение. В течение последующих девятнадцати лет она пыталась снять фильмы по 11 своим сценариям, причем с ней были готовы работать такие звезды, как Бриджит Бардо, Анна Маньяни, Жан Маре, но продюсеры отказывались браться за проекты. Так Рифеншталь стала persona non-grata во всем цивилизованном мире. И она начала искать себе занятие подальше от цивилизации.
Черное золото…
В пятьдесят два года она впервые посетила Африку. С тех пор Лени не раз переходила нубийскую пустыню, а ее фоторепортажи о «черном континенте публиковались в ведущих СМИ мира. Именно Рифеншталь открыла для мира малоизвестные племена нубийцев масаки и као – после ее репортажей ими заинтересовались ученые и журналисты. Свои впечатления от Африки Лени увековечила в двух фотоальбомах и документальном фильме. Впрочем, ее и после этого обвинили в нацизме – совершенные чернокожие тела якобы несут в себе фашистскую эстетику. Тогда она занялась дайвингом со своим очередным спутником жизни, оператором, который был младше ее на сорок лет. С 1974 по 2000 год Рифеншталь совершила более 2 тыс. погружений с аквалангом. В девяносто Лени продолжала нырять, выпустив фотоальбом и документальный фильм об Индийском океане. Когда в Берлине открылась выставка, посвященная ее творчеству, огромное количество общественных деятелей написали в правительство жалобы с просьбой закрыть экспозицию «фашистки»…
Свое столетие режиссер встретила в роскошном отеле на побережье Индийского океана, выйдя к многочисленным гостям в платье с впечатляющим разрезом. А через год ее не стало.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Тебе бы хотелось изменить:
Мир
Прическу
Статус
Мужу
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Популярные статьи

    © 2010-2011 Copyright, Журнал "Спящая красавица"
    All rights reserved